Home page > Maps > Russia on Maps > General Maps
A REMARKABLE TRIAD: THE SCIENCE, ART AND EDUCATION

General Maps of the Russian Empire

In the 18th century, general small-scale maps much prevailed over special large- and medium-scale ones. In the vast majority, these are maps of the entire state, several neighbouring provinces or individual provinces. Their scales ranged from 1: 3,000,000 (1 cm = 30 km) to 1: 12,000,000 (1 cm = 120 km). But the most common scales, found on the 18th century maps, are 1: 7,000,000 (1 cm = 70 km) and 1: 9 million (1 cm = 90 km). This means that 1 cm on the map represents 70 or 90 km on the earth’s surface, relatively. Some of them were part of the atlases, the rest were published as independent works. The maps from atlases were additionally printed on separate sheets, which contributed to their wider distribution.

To create maps, the following sources were used:

  • Materials of the first instrumental survey of the territory of the state, that began in 1715;
  • the results of the General Land Survey conducted since 1765;
  • from the second half of the 18th century, explanations for special requests sent to provincial administrations during administrative reforms
  • results of numerous expeditions and hydrographic works throughout the centur.

Mapping was carried out in special state departments. The Geographical Department of the Petersburg Academy of Sciences, Geographical Department of the Cabinet of His Imperial Majesty issued general maps not only in Russian, but also in Latin and French, because of the mutual interest of European states and Russia in dissemination of information about its territory.

The general maps show general geographic information: the boundaries of states and individual territories, administrative boundaries within the Russian Empire; administrative centers, other cities and settlements; hydrography; relief; vegetation. The water resourses are most accurately depicted, including rivers, lakes (sometimes with an indication of the quality of water), even excavated tanks and wells are marked in drylands. The thematic elements are also widely represented: military and economic objects (fortresses, redoubts, sentries, defensive lines, factories); the settlement of the indigenous peoples (in the Asian part of the state); territories of nomadic peoples; a variety of historical information (national or personal priority of geographical discoveries, ancient settlements ("ruins"), the Great Wall of China, etc. All thematic information, with the exception of clearly localized objects, is represented in the form of inscriptions.

The maps suffer from an obvious shortcoming: they do not show roads except the highway from St. Petersburg to Moscow. Perhaps this is explained by a systematic publication of Postal Carrier Route Maps which mainly depicted roads and postal stations in the 18th century.

For the 18th century society, the General Maps were new information resources, which made it possible to view the entire country. But the importance of maps was not limited to their geographical contents. Much attention was paid to decoration of the maps. The thematic cartouches and drawings glorified the military and economic power of Russia; glorified the reigning persons; , reminded of historical events; told about economic activity and scientific researches as well as showed the arms of provinces, governorships, cities. These are historical documents and works of engraving art that preserve for us the appearance of Russia in the 18th century,and testify to the priorities of state policy and social life of that time.

General Map of the Russian Empire compiled by Ivan Kirilov, the Chief Secretary of the Governing Senate in St. Petersburg in 1734. (General'naja karta o Rossijskoj Imperii skol'ko vozmozhno bylo ispravno sochinennaja trudom Ivana Kirilova, ober sekretarja Pravitel'stvujushhego Senata v Sanktpeterburge 1734) / [Engraved by Georg-Johann Unverzagt; Cartouche is engraved by Ottomar Elliger]. – Saint Petersburg : [Academy of Sciences], 1734.
The first general map of the state to be created in Russia on a scientific basis: using the system of astronomical reference points, a grid of conic projection, the latest expedition data, materials of the first instrumental surveys of individual territories of the country.
A cartouche with the title contains: a fragment of the procession of Neptune, allegorical images of rivers, a two-headed eagle with a broadsword and a cross, an armillary sphere. The figure on the lower right side shows the scene of trade with the aborigines, in the background is fishing tackle, fish.
K 1-Ross 4/50
Electronic resource

General Map of the Russian Empire. / [Engraved by Georg-Johann Unverzagt, Mikhail Makhaev. – Saint Petersburg : Geographical Department of Academy of Sciences], 1745.
The figure on the right continues the cartographic image and characterizes the coastal water area of the Arctic Ocean by artistic means. The features of the natural zone (ice hummocks) are shown, representatives of the animal world (bear, polar birds) as well as the most significant fisheries (scenes of hunting after the sea beast) are depicted. The map include an inscription about the year of publication of the map, the beginning of its creation under Peter the Great and its finishing under Elizabeth I, its destination for public use. From the publication: Atlas of Russia consisting of nineteen special maps… Saint Petersburg : Academy of Sciences, 1745.
K 1-Ross 4/52
Electronic resource

There is a similar map in Latin:
Mappa Generalis Totius Imperii Russici. / [Engraved by Georg-Johann Unverzagt, Mikhail Makhaev. – Saint Petersburg : Geographical Department of Academy of Sciences], 1745.
From the publication: Atlas russicus mappa una generali… Petropoli : Typis Academiae Imperialis Scientiarum, 1745.
K 1-Ross 8/40
Electronic resource

Tabula Geographica Generalis Imperii Russici ad normam novissimarum observationum astronomicarum concinnata a Joh. Trescotio et Jac. Schmidio 1776. / Engraved by K. Frolov, E. Khudyakov, N. Zubkov. – [Saint Petersburg : Geographical Department of Academy of Sciences], 1776.
The map marks the 50th anniversary of the Academy of Sciences and displays the results of explorations made during academic expeditions of 1768-1774. There is a similar map in Russian, but in the Maps Department of the National Library of Russia has a copy in Latin.
At the top is a drawing depicting a female figure hovering in the clouds, with a quadrant, - an allegory of [Geography], and cherubs (one supports a scroll with a title, the second measures the distance between two points on a stand globe). In the bottom right corner is a drawing that symbolizes the successes of Catherine's reign: against the background of a stone cliff, there is a sitting female figure in the crown and mantle - Catherine II. Mercury, with a caduceus and a laurel branch, is examining a map consisting of two sheets. One of the leaves depicts the territory of the Black Sea coast, where repeated Russian-Turkish wars were conducted. The drawing also contains a shield with the coat of arms of the Russian Empire, military paraphernalia. The background shows a Turkish fortress, a sailing ship. An eagle, with a wreath and symbols of power, is soaring above them.
K 1-Ross 8/19
Electronic resource

General Map of the Russian Empire with a Division into Newly Established Provinces and Uyezds, Compiled by Prince A. Vyazemsky in 1785. (General'naja Karta Rossijskoj Imperii s razdeleniem na novouchrezhdennyja Gubernii i Uezdy. Sochinennaja pod osobennym Rasporjazheniem Popecheniem i nastavleniem Dejstvitel'nago Tajnago Sovetnika Generala Prokurora i Raznyh Ordenov Kavalera Knjazja Aleksandra Alekseevicha Vjazemskago Pridomovoj ego chertezhnoj Zemlemerom Sekund-Majorom Dmitriem Petinym v 1785 godu)– [Saint Petersburg] : House drawing office of Prince A. Vyazemsky, 1785.
Work on the map was started in 1781. The map was compiled taking into account the materials of land surveying and was the largest general map of the country in the 18th century. After the completion of the map, Prosecutor-General A. Vyazemsky (one of the supervisors of the General Land Survey that began in 1765) submitted it to the Academy of Sciences. According to academicians, the map had many mistakes and was inferior to the «General map of the Russian Empire…» of 1776, created in the Academy of Sciences.
Drawings: a sitting female figure in the crown and mantle is the allegory of the Empire. She is facing another female figure surrounded by radiance, hovering in the cloud and holding in her hands the shield with the monogram of Catherine II and the wand with the symbol of "the eye of the Omniscience". There are numerous signs of Russia's success in military, economic, educational fields: military armature, a caduceus, barrels, packaged bales of goods, an anchor, a fragment of the colonnade, a stand globe,an armillary sphere; measuring and surveying instruments, household equipment. You can also see a landscape depicting a tree in the foreground, the crown of which contains 40 shields with the arms of the provinces and the dates of their founding. There are books with inscriptions on their spins: "Order of 1776, Cadastral Survey of 1766, Establishment of 1775", symbolizing the launch of the Catherine II's General Cadastral Survey.
K 1-Ross 4/24
Electronic resource

A New Map of the Russian Empire Divided into Regions, Compiled in 1786. (Novaja karta Rossijskoj Imperii razdelennaja na Namestnichestva sochinennaja 1786) – [Saint Petersburg : Geographical Department of Academy of Sciences, 1786].
The general map of Russia of 1786 replaced the general map of the Russian Empire of 1776. It was created on the base of new astronomical data that included observations in the central part of the state. The map reflects the changed administrative structure of the state after the reform of Catherine II, carried out in 1775-1785. Using this map, the academician G. Kraft calculated the area of the Russian Empire for the first time.
The cartouche, with the title, contains the drawings: a women's figure, floating on the cloud, with the attributes of enlightenment (a model of the globe, a book, measuring instruments), cherubs taking measurements on the globe with contours of continents. In the left bottom corner is the obelisk with the coat of arms of the Russian Empire and the emblems of the governorships and provinces. In the right bottom corner is a sitting female figure in the crown - Catherine II with a map on her knees, Mercury with a caduceus, around him is the military armature, packed bales and rolls of goods (symbols of military might and trade successes of Russia).
K 1-Ross 4/57
Electronic resource

A similar map in Latin language.
Nova Tabula geographica Imperii Russici in Gubernia divisi. Edita 1787. – [Saint Petersburg : Geographical Department of Academy of Sciences], 1787.
K 1-Ross 4/58

Map of the Russian Empire. – [Saint Petersburg : without publisher, 1787].
The map was compiled on the basis of the New Map of the Russian Empire… of 1786. It is a part of the publication: General and Special Maps… of 1787. P. [1].
The map was used for creating the map: Map of the Russian Empire [produced after 1795.] K 1-Ross 2/56.

A General Map of the Russian Empire Divided into Forty-two Regions from the Atlas: A Russian Atlas Consisting of Forty-four Maps and Dividing an Empire into Forty-two Regions. (Obshhaja karta Rossijskoj Imperii na sorok na dva namestnichestva razdelennaja iz atlasa: Rossijskij atlas iz soroka chetyreh kart sostojashhij i na sorok na dva namestnichestva, imperiju razdeljajushhij)/ Published at the Geogr. Department; Composed by Alexander Wilbrecht, Engraved by I. Leonov, G. Kharitonov [and others]. - [Saint Petersburg] : Geographical Department of the Cabinet of His Imperial Majesty, 1792.
The cartouche with the title contaibs drawings: a female figure in a mantle with images of two-headed eagles - the allegory of the Empire; Hercules with a club, leaning on a half-column, on which St. George the Victorious is depicted; a crowned two-headed eagle with a laurel branch and arrows of Jupiter, in front of him a shield with the coat of arms of Moscow in the frame of the Maltese cross, an open book, a palette with brushes, the defeated Turkish flag and bunchuk (symbols of military victories and the development of Russian science and art).
A supplementary map shows part of the western coast of America from the peninsula of Alaska to the Gulf of Nutki, based on the latest discoveries made by Russian and English navigators in 1784, 1786 and 1787. There are depicted: shoreline, names of islands, capes, gulfs.
K 1-Ross 8/75
Electronic resource

A similar map in French.
Carte Générale de l'Empire de Russie divisée en Quarante deux Gouvernemens 1793. Comp: par Alexandre Vilbrekht / Alexander Wilbrecht. – [Saint Petersburg : Geographical Department of the Cabinet of His Imperial Majesty], 1793.
K 1-Ross 3/60
Electronic resource

Historical Map of the Russian Empire of 1793 . – [Saint Petersburg : Geographical Department of Academy of Sciences], 1793.
"An Explanation" is a statement about the colours of the territories annexed to Russia during the period beginning at the reign of Peter I and extending to that of Catherine II.
Text beyond the framework: brief historical references (I-XI) on the forming of state borders from 1702 to 1793 during the reigns of Peter I, Anna Ioannovna, Elizaveta I, Catherine II, specifying the colour of the boundaries described on the map, the dates and names of the treaties establishing new boundaries. More attention is given to the border with the Chinese Empire.
K 1-Ross 2/61.
Electronic resource

Map of the Russian Empire. – [Saint Petersburg : without publisher, after 1795].
It is the re-engraving of the edition: Map of the Russian Empire of 1787, with the change in the position of the western state border after the third partition of Poland, as well as with minor changes in the system of settlements and the usage of other fonts.
K 1-Ross 2/21
Electronic resource

Russia under Catherine the Great. – Moscow, 1796.
The image is made in the form of a hemisphere. Based on the content, the map obviously had a teaching purpose. K 1-Ross 2/105.
Electronic resource

General Map of the Russian Empire. – [Saint Petersburg : Geographical Department of of the Cabinet of His Imperial Majesty, 1796–1797].
K 1-Ross 3/65

General Map of the Russian Empire divided into forty one provinces / Alexander Wilbrecht; Cartouche is engraved by G. Kharitonov. – [Saint Petersburg : Geographical Department of of the Cabinet of His Imperial Majesty, 1797–1800].
It is the reprint of the General Map of 1793. The map is distinguished by the presence of the monogram of Paul I in the cartouche and by the display of the internal borders of the empire, according to the administrative reform of Paul I. It was part of the publication: Russian Atlas of Forty-three Maps… of 1800.
A supplementary map: A map representing part of the western coast of America from the Alaska peninsula to the Nutki Bay, based on the latest discoveries by Russian and English navigators in 1784, 1786 and 1787.
The cartouche contains the title and drawings: a female figure in a mantle with images of two-headed eagles - [Catherine II], Hercules with a cudgel, leaning on a half-column, on which the Saint George the Victorious is depicted. There are also shown a crowned two-headed eagle with laurel branch and arrows of Jupiter; before the eagle is a shield with the coat of arms of Moscow over the Maltese cross; an open book, a palette with brushes, the defeated Turkish flag and a bunchuk; the monogram of Paul I in the radiance under the crown.
The borders and the names of the peoples inhabiting the Asian part of Russia are marked with different colours. K 1-Ross 4/25.
Electronic resource


<<   List of Maps   >>

General Map of the Russian Empire compiled by Ivan Kirilov… in St. Petersburg in 1734.
Electronic resource
General Map of the Russian Empire
Electronic resource
Mappa Generalis Totius Imperii Russici.
Electronic resource
Tabula Geographica Generalis Imperii Russici ad normam novissimarum observationum astronomicarum concinnata…
Electronic resource
General Map of the Russian Empire with a Division into Newly Established Provinces and Uyezds…
Electronic resource
A New Map of the Russian Empire Divided into Regions, Compiled in 1786.
Electronic resource
Nova Tabula geographica Imperii Russici in Gubernia divisi. Edita 1787.
Electronic resource
Map of the Russian Empire.
Electronic resource
A General Map of the Russian Empire Divided into Forty-two Regions, from the Atlas…
Electronic resource
Carte Générale de l'Empire de Russie divisée en Quarante deux Gouvernemens 1793.
Electronic resource
Historical Map of the Russian Empire of 1793.
Electronic resource
Map of the Russian Empire.
Electronic resource
Russia under Catherine the Great.
Electronic resource
General Map of the Russian Empire.
Electronic resource
General Map of the Russian Empire Devided into Forty-one Provinces
Electronic resource

Главная > Карты > Россия на картах > Генеральные карты
Достойная триада: наука, искусство, просвещение

Генеральные карты Российской империи

К середине XIX в. в России сложилась следующая классификация карт – специальные, партикулярные и генеральные, или крупно-, средне- и мелкомасштабные соответственно. Однако в XVIII в. специальные и партикулярные карты исчислялись единичными экземплярами, тогда как тип «генеральная карта» уже получил широкое распространение. В подавляющем большинстве это карты всего государства, нескольких смежных губерний или отдельных губерний в масштабах от 1:3 000 000 (30 км в 1 см) до 1:12 000 000 (120 км в 1 см), но в основном в масштабах от 1:7 000 000 (70 км в 1 см) до 1:9 000 000 (90 км в 1 см). Часть из них входила в состав атласов, остальные издавались как самостоятельные произведения. Атласные карты дополнительно печатались и в листовом варианте, что способствовало их более широкому распространению.

Для создания карт использовались следующие источники:

  • материалы первой инструментальной съемки территории государства, начатой в 1715 г. (официальный указ последовал в 1720 г.);
  • итоги Генерального межевания, проводившегося с 1765 г.;
  • во второй половине XVIII в. – разъяснения по специальным запросам, рассылаемым в губернские управления в ходе административных реформ.
  • результаты многочисленных экспедиционных и гидрографических работ на протяжении всего столетия.

Картосоставительские работы осуществлялись в стенах специальных государственных ведомств. Географический департамент Петербургской академии наук, Географический департамент Кабинета е. и. в. и др. издавали генеральные карты не только на русском, но и на латинском и французском языках – из-за обоюдной заинтересованности европейских государств и России в распространении представлений о ее территории.

Основу содержания генеральных карт составляют общегеографические сведения: границы государств и отдельных территорий, административные границы в пределах Российской империи; населенные пункты; гидрография; рельеф; растительность. Типология населенных пунктов дана с разной подробностью: представлены административные центры губерний и наместничеств, города и поселения, не имеющие городского статуса. Из характеристик природного комплекса наиболее тщательно отражена гидрография – реки, озера (иногда с указанием качества воды), в засушливых районах отмечены копани и колодцы. Широко представлены и тематические элементы: военные и экономические объекты (крепости, редуты, караулы, оборонительные линии, заводы); расселение народов (в Азиатской части государства); территории кочевых народов; разнообразная историческая информация (национальный или персональный приоритет географических открытий, древние поселения («развалины»), Великая Китайская стена и др.) Вся тематическая информация, за исключением четко локализованных объектов, представлена в виде надписей.

Очевидный недостаток карт состоит в отсутствии других дорог, кроме тракта Санкт-Петербург – Москва. Возможно, это объясняется систематическим изданием в XVIII в. почтовых карт, где дороги и почтовые станции были главным элементом содержания.

Генеральные карты для общества XVIII в. были новым информационным источником, позволявшим «увидеть» всю территорию страны. Но значение карт, традиционно поставленных в России на службу государственным интересам и просвещению, не исчерпывалось географическим содержанием. Большое внимание уделялось и художественному оформлению. Сюжетные картуши и рисунки воспевали военное и экономическое могущество России, прославляли царствующих особ, а также демонстрировали гербы губерний, наместничеств, городов, напоминали об исторических событиях, рассказывали о хозяйственной деятельности и научных исследованиях. Поэтому генеральные карты – чрезвычайно интересный и ценный памятник периода становления и интенсивного развития русской картографии, уникальный пласт отечественного культурного наследия. Это исторические документы и произведения гравировального искусства, сохраняющие для нас пространственный облик России XVIII в., свидетельствующие о приоритетах государственной политики и общественной жизни того времени.

Генеральная карта о Российской Империи сколько возможно было исправно сочиненная трудом Ивана Кирилова, обер секретаря Правительствующего Сената в Санктпетербурге 1734. / [Грав. Г. И. Унферцахт; грав. картуш О. Эллигер]. – Санкт-Петербург : [Акад. наук], 1734.
Первая генеральная карта государства, созданная в России на научной основе: с использованием опорных астрономических пунктов, сетки конической проекции, новейших экспедиционных данных, материалов первых инструментальных съёмок отдельных территорий страны.
В картуше с заглавием: фрагмент шествия Нептуна, аллегорические изображения рек, двуглавый орёл с палашом и крестом, армиллярная сфера. Рисунок справа внизу изображает сцену торговли с аборигенами, на дальнем плане - рыболовные снасти, рыбы.
К 1-Росс 4/50
Электронный ресурс

Генеральная карта Российской империи. / [Грав. Г. И. Унферцахт, М. И. Махаев. – Санкт-Петербург : Географический департамент Акад. наук], 1745.
Рисунок справа является продолжением картографического изображения и художественными средствами характеризует прибрежную акваторию Северного Ледовитого океана. Отражены особенности природной зоны (ледяные торосы), показаны представители животного мира (медведь, полярные птицы), а также наиболее значимый промысел (сцены охоты на морского зверя). На карте текст: представление карты с указанием года издания, начала её создания при Петре I и окончания при Елизавете Петровне, предназначение карты для всенародного употребления. Из издания: Атлас Российской, состоящий из девятнадцати специальных карт… Санкт-Петербург : Акад. наук, 1745. (см. также выставку «Атлас Российской империи 1745 г.»)
К 1-Росс 4/52
Электронный ресурс

Аналогичная карта на лат. яз.
Mappa Generalis Totius Imperii Russici. / [Грав. Г. И. Унферцахт, М. И. Махаев. – Санкт-Петербург : Географический департамент Акад. наук], 1745.
Из издания: Atlas russicus mappa una generali… Petropoli : Typis Academiae Imperialis Scientiarum, 1745. (см. также выставку «Атлас Российской империи 1745 г.»)
К 1-Росс 8/40
Электронный ресурс

Tabula Geographica Generalis Imperii Russici ad normam novissimarum observationum astronomicarum concinnata a Joh. Trescotio et Jac. Schmidio 1776. / Вырезывали К. Фролов, Е. Худяков, Н. Зубков. – [Санкт-Петербург : Географический департамент Акад. наук], 1776.
Карта создавалась к 50-летию Академии наук и отображала результаты географических исследований академических экспедиций 1768–1774 гг. Существует аналогичная карта на русском языке, но в Отделе картографии РНБ хранится экземпляр на латинском.
Вверху рисунок: парящие в облаках женская фигура с квадрантом – аллегория [Географии], и путти (один поддерживает свиток с заглавием; второй ведет измерения на глобусе в станке). Справа внизу рисунок, символизирующий успехи екатерининского правления: на фоне каменного утёса сидящая женская фигура в короне и мантии – Екатерина II, Меркурий с кадуцеем и лавровой ветвью рассматривают карту, состоящую из двух листов. На одном из них территория Причерноморья, где велись неоднократные русско-турецкие войны. В рисунке также щит с гербом Российской империи, воинская атрибутика, на дальнем плане турецкая крепость, парусный корабль, вверху парящий в облаках орёл с венком и символами власти.
К 1-Росс 8/19
Электронный ресурс

Генеральная Карта Российской Империи с разделением на новоучрежденныя Губернии и Уезды. Сочиненная под особенным Распоряжением Попечением и наставлением Действительнаго Тайнаго Советника Генерала Прокурора и Разных Орденов Кавалера Князя Александра Алексеевича Вяземскаго Придомовой его чертежной Землемером Секунд-Майором Дмитрием Петиным в 1785 году. – [Санкт-Петербург] : Домовая чертёжная князя А. А. Вяземского, 1785.
Работа над картой была начата в 1781 г. Карта составлена с учётом материалов межевых работ и в XVIII в. и была самой крупномасштабной генеральной картой страны. После завершения карты генерал-прокурор А. А. Вяземский (один из руководителей Генерального межевания, начатого в 1765 г.) представил её в Академию наук. По мнению академиков, карта имела много ошибок и уступала «Генеральной карте Российской Империи…» 1776 г., созданной в Академии наук.
Рисунки: сидящая женская фигура в короне и мантии – аллегория Империи, обращённая к парящей на облаке другой женской фигуре в окружении сияния, в руках которой щит с вензелем Екатерины II и жезл с символом «всевидящее око»; многочисленные знаки успехов России в военной, экономической, просветительской областях: воинская арматура, кадуцей, бочки, упакованные тюки товаров, якорь, фрагмент колоннады, глобус в станке, армиллярная сфера, измерительные, съёмочные и хозяйственные инструменты; пейзаж, на переднем плане дерево, в кроне которого 40 щитов с гербами губерний и датами их утверждения, книги с надписями на корешках: «Наказ 1776, Межев[ая] инстр.[укция] 1766, Учреждение 1775», символизирующие начало екатерининского генерального межевания.
К 1-Росс 4/24
Электронный ресурс

Новая карта Российской Империи разделенная на Наместничества сочиненная 1786. – [Санкт-Петербург : Географический департамент Акад. наук, 1786].
Генеральная карта России 1786 г., пришедшая на смену Генеральной карте Российской империи… 1776 г., была создана с привлечением результатов новых астрономических наблюдений, в т. ч. в центральной части государства. Отражает изменившееся административное устройство по реформе Екатерины II в 1775-1785 гг. По этой карте академик Г. В. Крафт впервые вычислил площадь Российской империи.
В картуше с заглавием рисунки: парящие на облаке женская фигура с атрибутами просвещения (модель земного шара, книга, измерительные инструменты), путти, ведущие измерения по глобусу с контурами материков. Слева внизу обелиск с гербом Российской империи и гербами наместничеств и губерний. Справа внизу сидящая женская фигура в короне – Екатерина II с картой на коленях, Меркурий с кадуцеем, вокруг воинская арматура, упакованные кипы и рулоны товаров (символы воинского могущества и торговых успехов России).
К 1-Росс 4/57
Электронный ресурс

Аналогичная карта на лат. яз.
Nova Tabula geographica Imperii Russici in Gubernia divisi. Edita 1787. – [Санкт-Петербург : Географический департамент Акад. наук], 1787.
К 1-Росс 4/58

Карта Российской Империи. – [Санкт-Петербург : б. и., 1787].
В основе лежит карта: Новая карта Российской Империи… 1786. В составе изд.: Общая и частные карты... 1787. Л. [1].
Явилась основой для создания карты: Карта Российской Империи. [После 1795.] К 1-Росс 2/56.

Общая карта Российской Империи на сорок на два наместничества разделенная из атласа: Российский атлас из сорока четырех карт состоящий и на сорок на два наместничества, империю разделяющий. / Изд. при Геогр. департаменте; Соч. Алек. Вильбрехт Грав. И. Леонов, Г. Харитонов [и др.]. - [Санкт-Петербург] : Геогр. департамент Кабинета е.и.в., 1792.
В картуше с заглавием рисунки: женская фигура в мантии с изображениями двуглавых орлов – аллегория Империи; Геракл с палицей, опирающийся на полуколонну, на которой изображен св. Георгий Победоносец; коронованный двуглавый орел с лавровой ветвью и стрелами Юпитера, перед ним щит с гербом Москвы в обрамлении мальтийского креста, раскрытая книга, палитра с кистями, поверженные турецкое знамя и бунчук (символы военных побед и развития наук и искусств России).
Доп. карта: Представляющая часть западного берега Америки от полуострова Аляски до залива Нутки положеннаго по новейшим открытиям зделанным Российскими и Англинскими мореплавателями в 1784, 1786 и 1787 годах. Показаны: береговая линия, названия о-вов, мысов, заливов.
К 1-Росс 8/75
Электронный ресурс

Аналогичная карта на фр.яз.
Carte Générale de l'Empire de Russie divisée en Quarante deux Gouvernemens 1793. Comp: par Alexandre Vilbrekht / А. М. Вильбрехт. – [Санкт-Петербург : Географический департамент Кабинета Е. и. вел.], 1793.
К 1-Росс 3/60
Электронный ресурс

Историческая Карта Российской Империи 1793 Сентября 2. дня. – [Санкт-Петербург : Географический департамент Акад. наук], 1793.
«Изъяснение» – в словесном изложении цвета территорий, присоединенных к России в периоды царствования от Петра I до Екатерины II.
Текст за рамками: краткие исторические справки (I–ХI) о формировании границ государства с 1702 по 1793 гг. в царствование Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II с указанием цвета описываемых границ на карте, дат и названий договоров, устанавливающих новые границы. Границе с Китайской империей уделено большее внимание.
К 1-Росс 2/61.
Электронный ресурс

Карта Российской Империи. – [Санкт-Петербург : б. и., после 1795].
Перегравировка издания: Карта Российской Империи. 1787 г., с изменением положения западной государственной границы после третьего раздела Польши, с небольшими изменениями в системе населённых пунктов, с применением других шрифтов.
К 1-Росс 2/21
Электронный ресурс

Россия при Екатерине Великой. – Москва, 1796.
Изображение имеет полусферическую форму. Исходя из содержания, карта, очевидно, имела учебное назначение. К 1-Росс 2/105.
Электронный ресурс

Общая карта Российской империи. – [Санкт-Петербург : Географический департамент Кабинета Е. и. вел., 1796–1797].
К 1-Росс 3/65

Генеральная карта Российской Империи на сорок одну губернию разделенной / А. М. Вильбрехт; грав. картуш Г. Т. Харитонов. – [Санкт-Петербург : Географический департамент Кабинета Е. и. вел., 1797–1800].
Переиздание карты Генеральной карты 1793 г. Отличается наличием в картуше вензеля Павла I и отображением внутренних границ империи, согласно административной реформе Павла I. Вошла в изд.: Российской атлас из сорока трех карт… 1800.
Дополнительная карта: Карта представляющая часть западного берега Америки от полуострова Аляски до залива Нутки положеннаго по новейшим открытиям зделанным Российскими и Англинскими мореплавателями в 1784, 1786 и 1787 годах.
Заглавие в картуше и рисунками: женская фигура в мантии с изображениями двуглавых орлов – аллегория Империи, Геракл с палицей, опирающийся на полуколонну, на которой изображён св. Георгий Победоносец; коронованный двуглавый орёл с лавровой ветвью и стрелами Юпитера; перед ним щит с гербом Москвы поверх мальтийского креста; раскрытая книга, палитра с кистями, поверженные турецкое знамя и бунчук; вензель Павла I в сиянии под короной.
Разными цветами от руки нанесены границы и подписи названий народов, населяющих Азиатскую часть России. К 1-Росс 4/25.
Электронный ресурс


<<   Содержание   >>

Генеральная карта о Российской Империи сколько возможно было исправно сочиненная трудом Ивана Кирилова… 1734
Электронный ресурс
Генеральная карта Российской империи. 1745
Электронный ресурс
Mappa Generalis Totius Imperii Russici. 1745
Электронный ресурс
Tabula Geographica Generalis Imperii Russici ad normam novissimarum observationum astronomicarum concinnata… 1776
Электронный ресурс
Генеральная Карта Российской Империи с разделением на новоучрежденныя Губернии и Уезды… 1785
Электронный ресурс
Новая карта Российской Империи разделенная на Наместничества сочиненная 1786.
Электронный ресурс
Nova Tabula geographica Imperii Russici in Gubernia divisi. Edita 1787.
Электронный ресурс
Карта Российской Империи. 1786
Электронный ресурс
Общая карта Российской Империи на сорок на два наместничества разделенная из атласа… 1792
Электронный ресурс
Carte Générale de l'Empire de Russie divisée en Quarante deux Gouvernemens 1793.
Электронный ресурс
Историческая Карта Российской Империи 1793 Сентября 2 дня.
Электронный ресурс
Карта Российской Империи. 1787
Электронный ресурс
Россия при Екатерине Великой. 1796
Электронный ресурс
Общая карта Российской империи. 1796-1797
Электронный ресурс
Генеральная карта Российской Империи на сорок одну губернию разделенной. 1797-1800
Электронный ресурс